Расшифровываем рукописные дневники

В библиотеке Центра подготовки церковных специалистов Волгоградской епархии обнаружены рукописные дневники, написанные Петром Ивановичем Архипповым в период с 23 ноября 1904 года по 08 января 1917 года. В настоящее время сотрудниками библиотеки ведется расшифровка дневников.

Дело это интересное и трудоемкое, несмотря на грамотность и прекрасный почерк автора.

Используя материалы дневников, а также документы, предоставленные сотрудниками Волгоградского государственного архива, удалось установить следующее:

Архиппов Петр Иванович родился 28 мая 1889 года (запись в дневнике от 28.05.1905 г.). Окончил Донскую Духовную семинарию, в 1915 году – Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1915 до 1917 года служил псаломщиком в Троицкой церкви ст-цы Филоновской[1] (в настоящее время Новоаннинского района Волгоградской области).

Родительский дом Петра в слободе Нагольно-Голодаевка Ростовской области.  Отец Иван Нестерович псаломщик Михаила Архангела церкви с 15.11.1863 по 1910 год, слобода Нагольно-Голодаевка. Петр, когда бывал дома на каникулах, помогал отцу в заполнении таблиц церковных книг о венчании, рождении, читал в Церкви «Апостола».

Петр учился в Донской Духовной Семинарии в г. Новочеркасске. На каникулы и Пасху ездил домой, часто заезжал к тете Мани в станицу Каменскую, Из Новочеркасска доезжал поездом до ст. Каменская или Тарасовка и от сюда на подводах до Голодаевки. Гостил у старшего брата Сергия, который служил священником.

Из записей понятно, что Петр был очень общительным человеком, всех знакомых помнил по имени, отчеству и фамилии. Также он вел активную переписку с родственниками и друзьями (письма, открытки). Давал уроки (репетиторство) своим сверстникам. В свободное время любил читать. В гостях или в стенах семинарии часто играл в карты, в том числе на деньги.

В дневниках Петр Архиппов описывает события из своей жизни в семинарии, дома, у родственников, из жизни, окружавших его людей, а также события, происходящие в стране и затрагивающие его жизнь.

 

   

Удалось найти и родственников автора дневников:

Прадед – Архиппов Андрей Васильевич, диакон Покровской церкви, слобода Голово-Калитвенская (Самсоново-Калитвенская) с 10.06.1822 по 1847 год[2].

Дед – Архиппов Нестор Андреевич дьячок Покровской церкви, слобода Голово-Калитвенская (Самсоново-Калитвенская) с 15.03.1828 года по 29.06.1836 год[3]. Дьякон Тихвинской церкви, слобода Екатериновка-Чернозубова с 29.06.1836 года по 1864 год.

Отец — Архиппов Иоанн Нестерович, 1846 г.р., сын диакона, псаломщик Михаила Архангела церкви, слобода Нагольно-Голодаевка Ростовской области с 15.11.1863 года по 1910 год[4]. 3 класса Зотовского духовного училища. В сватовстве со священником Суриновым М.И.[5].

Брат — Архиппов Сергей Иванович, протоиерей, 1969 г.р. Окончил Донскую ДС в 1890 году, рукоположен в священный сан. Служил в Троицкой церкви ст-цы Филоновской с 20.03.1908 года[6] до 1918 года, настоятель, благочинный Филоновского округа. Участвовал в Съезде Духовенства в 1914 году[7]. Женат на дочери коллежского асессора Александре Васильевне Хлебниковой. Дети (7): Елена — 1891, жена священника, Екатерина — 1899, Вера — 1903, Георгий – 1905, Надежда – 1907, Евгений – 1911, Серафим – 1913[8].

Брат – Архиппов Василий Иванович, 1876 г.р. Диакон Преображенской церкви ст. Мечетинской с 15.02.1907 года по 1918 год. Окончил Донскую ДС. Дети (6): Владимир – 1901, Татьяна – 1903, Мария – 1905, Екатерина – 1906, Василий – 1908, Николай – 1909[9].

Брат – Архиппов Михаил, псаломщик Михаила Архангела церкви, слобода Нагольно-Голодаевка Ростовской области с 18.01.1917 года по 1918 год[10].

Уже сейчас выявляются особенности письма того времени:

— в тексте после согласных букв на конце слов и предлогов пишет «ъ».

— слова написаны с буквой «з»: здал, изстратил, разстояние, разставляли, безразсудочно, возстать и т.п.

— использует ея (ее), напившись чаю (чая), ане (они), из дому (из дома), с подругою (с подругой), старыя (старые), которою (которой) и т.п.

— слова «Церковь», «Литургия» написаны прописными буквами, «Семинария» с заглавной буквы.

— вместо «позавчера» используется словосочетание «после вчера».

— орфография не соответствует современным правилам русского языка.

Страницы дневника прономерованы и на каждой (на самой верхней строке) написано название месяца. Слева страницы ручкой отделено поле и на нем стоят даты, а на поле, отеленном справа – название дней недели сокращенно.

 

Дневник Архиппова Петра Ивановича отражает действительность – личные переживания, информацию о делах, то есть повседневные подробности жизни обычного человека той эпохи. Интересен стиль изложения, взаимоотношения между людьми, измерение времени, стоимости, род занятий людей. Поэтому дневники во все времена являются уникальными и бесценными документами. Продолжаем работу!

 

 


[1] Серафим (Наумов), иеродиакон, Антонов Д.Д. Список репрессированных священнослужителей Волгоградской епархии / Мир Православия: сб. ст. – Вып. 7 / [сост.: Н.Д. Барабанов, О.А. Горбань]; ВЕ РПЦ, Богослов. фак. Царицын. православ. ун-та преп. Сергия Радонежского, ВолГУ; [редкол.: митр. Волгогр. и Камышин. Герман (отв. Ред.) [и др.]. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – 508 с. – Памяти С.П. Лопушанской. – С. 313-314.

[2] Сизенко А.Г. Церковный клир церквей Войска Донского (городские, станичные, хуторские, слободские, станционные, поселковые и сельские) XVIII в. – 1918 г.: фактографический справочник. – Ростов н/Д., Донской издательский дом. 2018. – 964 с. – С. 177.

[3] Сизенко А.Г. Церковный клир церквей Войска Донского (городские, станичные, хуторские, слободские, станционные, поселковые и сельские) XVIII в. – 1918 г.: фактографический справочник. – Ростов н/Д., Донской издательский дом. 2018. – 964 с. – С. 177.

[4] Сизенко А.Г. Церковный клир церквей Войска Донского (городские, станичные, хуторские, слободские, станционные, поселковые и сельские) XVIII в. – 1918 г.: фактографический справочник. – Ростов н/Д., Донской издательский дом. 2018. – 964 с. – С. 605.

[5] Вестник Ростовского Генеалогического общества. Выпуск 3 – Бюро пропаганды Ростовской писательской организации, Ростов н/Д, 2012. – 327 с. – С. 156.

[6] Сизенко А.Г. Церковный клир церквей Войска Донского (городские, станичные, хуторские, слободские, станционные, поселковые и сельские) XVIII в. – 1918 г.: фактографический справочник. – Ростов н/Д., Донской издательский дом. 2018. – 964 с. – С. 831.

[7] Серафим (Наумов), иеродиакон, Антонов Д.Д. Список репрессированных священнослужителей Волгоградской епархии / Мир Православия: сб. ст. – Вып. 7 / [сост.: Н.Д. Барабанов, О.А. Горбань]; ВЕ РПЦ, Богослов. фак. Царицын. православ. ун-та преп. Сергия Радонежского, ВолГУ; [редкол.: митр. Волгогр. и Камышин. Герман (отв. Ред.) [и др.]. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – 508 с. – Памяти С.П. Лопушанской. – С. 314.

[8] Вестник Ростовского Генеалогического общества. Выпуск 3 – Бюро пропаганды Ростовской писательской организации, Ростов н/Д, 2012. – 327 с. – С. 276.

[9] Вестник Ростовского Генеалогического общества. Выпуск 3 – Бюро пропаганды Ростовской писательской организации, Ростов н/Д, 2012. – 327 с. – С. 45.

[10] Сизенко А.Г. Церковный клир церквей Войска Донского (городские, станичные, хуторские, слободские, станционные, поселковые и сельские) XVIII в. – 1918 г.: фактографический справочник. – Ростов н/Д., Донской издательский дом. 2018. – 964 с. – С. 605.