Эта программа необходима для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности до мощного профессионального инструмента. На сольфеджио слух тренируют, изучают нотную грамоту и развивают навыки интонирования (то есть воспроизведения) как вслух, так и про себя. По итогам прохождения курса сольфеджио вы сможете читать ноты и без игры на инструменте слышать музыку.
Вид программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тип программы по продолжительности реализации: краткосрочная
Целевая аудитория: лица православного вероисповедания без предъявления требований к уровню и профилю образования и желающие развить музыкальный слух и память и освоить навыки, необходимые для исполнительства и слушания
Целевое обучение: не предусмотрено
Требования к поступающим: наличие музыкальных способностей.
Вступительные испытания: музыкальное прослушивание
Форма обучения: очная
Срок реализации программы: 9 месяцев
Период реализации программы: 01.09.2022-31.05.2023
Режим обучения: 1 учебный день в неделю по 2 часа
Объем часов по плану: 60 часов
Контактная работа: 60 часов
Содержание курса (основные темы):
- Модуль 1 (Интервалы. Консонансы, диссонансы. Тональность Соль мажор: устойчивые ступени, опевания, вводные ступени. Интервалы и их величины: ступеневая и тоновая. Строение чистых интервалов. Тональность Фа мажор и параллельная тональность ре минор. Ритмические рисунки в размере 2/4 и ¾. Навыки записи одноголосных диктантов в размере ¾, 4/4. Гамма Ре мажор. Работа над развитием ладового слуха. Транспозиция из тональности Ре мажор в тональность Ми мажор. Гамма минора. Тональность си минор. Ритмическая группа 4 шестнадцатые в размере 2/4, ¾. Ритмическая группа восьмая и две шестнадцатые в разной конфигурации. Тональность Ля Мажор: устойчивые и неустойчивые ступени. Вводные ступени. Работа над воспитанием ладового слуха. Интервалы: м6, б6 в тональности и от звука. Навыки написания диктанта. Ладовое тяготение. Пение акапелла Ладухин одноголосие. Ритмическая группа: восьмая с точкой. Тональность соль минор. Определение устойчивых и главных ступеней, определение функций).
- Модуль 2 (Затакт. Доминантовый септаккорд Д7. Интервалы чистые: определение на слух, пропевание акапелльное. Ритмический рисунок: триоль восьмыми длительностями. Тональность Си бемоль Мажор. Определение функций. Тональность Ми бемоль Мажор. Гамма и ступени. Определение на слух интервалов группы консонансов. Ритмический рисунок четверть с точкой восьмая в размере ¾. Размер 2/4 и ¾. Метропульсация. Интервал «м 7». Интервал «б 7» с обращением. Интервал «септима» на ступенях мажора и минора. Характерные интервалы ум.4 и ув.5 в гармоническом миноре. Обращение тонического трезвучия (в качестве ознакомления). Построение обращений трезвучий на фортепиано. Минорный лад. Функциональность и понятие тонике, субдоминанте, доминанте. Кадансирование. Изучение тональностей мажора и минора. Транспозиция. Секвенция. Аккорды. Обращение трезвучий. Функции: тоника, субдоминанта, доминанта. Уменьшенное трезвучие. Разрешение. Отклонения в родственные тональности с плавным ведением хроматизма. Сложные метры и размеры. Ритмические группы с залигованными нотами. Размер 6/8 (в качестве ознакомления). Группировка в размере 6/8 (в качестве ознакомления). Аккорды. Септаккорды и их обращения. Доминантсептаккорд, Д 7 с разрешением. Сочетание ритмов: восьмая с точкой и шестнадцатая – триоль (восьмые). Особые виды ритмического рисунка. Синкопа междутактовая. Ритмическая группа: четыре шестнадцатых, восьмая – две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая. Анализ музыкальных произведений, исполняемых в классе по инструменту. Канон (в качестве ознакомления) на примере народных песен и Аллилуия. Запись одноголосия по слуху).
Итоговая аттестация: итоговый дифференцированный зачет
Документ об образовании: свидетельство об окончании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы установленного образца
Документы программы: в разработке.