Сольфеджио: подготовительный уровень

Обучение сольфеджио необходимо для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности  до мощного профессионального инструмента. На сольфеджио слух тренируют, изучают нотную грамоту и развивают навыки интонирования (то есть воспроизведения) как вслух, так и про себя. По итогам прохождения курса сольфеджио вы  сможете читать ноты и без игры на инструменте слышать музыку. 

Обучение сольфеджио в Центре подготовки церковных специалистов — трехгодичное:

1 год обучения по программе «Сольфеджио: подготовительный уровень»

2 год обучения по программе «Сольфеджио: базовый уровень»

3 год обучения по программе «Сольфеджио: углубленный уровень» (набор в 2024 году не ведется)

Занятия курсов предусматривают:

  • обучение терминологии для правильного понимания содержания специфической литературы;
  • развитие слуховой чувствительности – важно умение распознавать ноты на слух и воспроизводить их на инструменте или с помощью вокала;
  • становление чувства ритма;
  • изучение закономерностей составления аккордов, транспонирование и маневрирование тональностями;
  • рассмотрение стилей и направлений создания музыкальных произведений.

Программа «Сольфеджио: подготовительный уровень» — это основы обучения музыкальной грамоте.

Задача музыкальной грамоты — знакомство с основными элементами музыкального языка (средствами музыкального изложения).


Вид программы: дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Тип программы по продолжительности реализации: краткосрочная

Целевая аудитория: лица православного вероисповедания без предъявления требований к уровню и профилю образования и желающие развить музыкальный слух и память и освоить навыки, необходимые для исполнительства и слушания

Целевое обучение: не предусмотрено

Требования к поступающим: наличие музыкальных способностей

Вступительные испытания: музыкальное прослушивание (распевка ритм)

Форма обучения: очная

Продолжительность обучения: 9 месяцев

Срок обучения: 01.10.2024-30.06.2025

Режим обучения: 2 учебных дня в неделю по 2 часа

Объем часов по плану: 120  часов

Контактная работа: 120  часов

Содержание курса (основные темы):

  • Вводное занятие
  • Интервалы. Консонансы, диссонансы
  • Тональность Соль мажор: устойчивые ступени, опевания, вводные ступени.
  • Интервалы и их величины: ступеневая и тоновая. Строение чистых интервалов
  • Тональность Фа мажор и параллельная тональность ре минор. Ритмические рисунки в размере 2/4 и 3/4
  • Навыки записи одноголосных диктантов в размере ¾, 4/4
  • Гамма Ре мажор. Работа над развитием ладового слуха.
  • Транспозиция из тональности Ре мажор в тональность Ми мажор
  • Гамма минора. Тональность си минор. Ритмическая группа 4 шестнадцатые в размере 2/4, 3/4
  • Ритмическая группа восьмая и две шестнадцатые в разной конфигурации
  • Тональность Ля Мажор: устойчивые и неустойчивые ступени. Вводные ступени. Работа над воспитанием ладового слуха
  • Интервалы: м6,б6 в тональности и от звука. Навыки написания диктанта
  • Ладовое тяготение. Пение акапелла Ладухин одноголосие.
  • Ритмическая группа: восьмая с точкой. Тональность соль минор. Определение устойчивых и главных ступеней, определение функций.
  • Затакт. Доминантовый септаккорд Д7. Интервалы чистые: определение на слух, пропевание акапелльное
  • Ритмический рисунок: триоль восьмыми длительностями. Тональность Си бемоль Мажор. Определение функций
  • Тональность Ми бемоль Мажор. Гамма и ступени. Определение на слух интервалов группы консонансов
  • Ритмический рисунок четверть с точкой восьмая в размере ¾. Размер 2/4 и ¾. Метропульсация
  • Интервал «м 7». Интервал «б 7» с обращением. Интервал «септима» на ступенях мажора и минора. Характерные интервалы ум.4 и ув.5 в гармоническом миноре
  • Обращение тонического трезвучия (в качестве ознакомления). Построение обращений трезвучий на фортепиано. Минорный лад. Функциональность и понятие тонике, субдоминанте, доминанте.  Кадансирование
  • Изучение тональностей мажора и минора. Транспозиция. Секвенция
  • Аккорды. Обращение трезвучий. Функции: тоника, субдоминанта, доминанта. Уменьшенное трезвучие. Разрешение. Отклонения в родственные тональности с плавным ведением хроматизма.
  • Сложные метры и размеры. Ритмические группы с залигованными нотами. Размер 6/8 (в качестве ознакомления). Группировка в размере 6/8 (в качестве ознакомления).
  • Аккорды. Септаккорды и их обращения. Доминантсептаккорд, Д 7 с разрешением. Сочетание ритмов: восьмая с точкой и шестнадцатая – триоль (восьмые).
  • Особые виды ритмического рисунка. Синкопа междутактовая. Ритмическая группа: четыре шестнадцатых, восьмая – две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая
  • Анализ музыкальных произведений, исполняемых в классе по инструменту. Канон (в качестве ознакомления) на примере народных песен и Аллилуия. Запись одноголосия по слуху
  • Повторение всего пройденного материала. Подготовка к итоговой аттестации

Итоговая аттестация: итоговый зачет

Документ об образовании: свидетельство об окончании дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы установленного образца

Для приема поступающие представляют следующие документы:

  • прошение-карточка обучающегося — оформляется при подаче документов поступающим и/или представителем поступающего или предварительно в электронном формате по ссылке;
  • договор об образовании  — оформляется при подаче документов поступающим и/или представителем поступающего;
  • договор пожертвования — оформляется при подаче документов поступающим и/или представителем поступающего;
  • копия паспорта — заверяется по оригиналу печатью Центра;
  • одна фотография размером 3*4 см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *