Обучение сольфеджио необходимо для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности до мощного профессионального инструмента. На сольфеджио слух тренируют, изучают нотную грамоту и развивают навыки интонирования (то есть воспроизведения) как вслух, так и про себя. По итогам прохождения курса сольфеджио вы сможете читать ноты и без игры на инструменте слышать музыку.
Обучение сольфеджио в Центре подготовки церковных специалистов — трехгодичное:
1 год обучения по программе «Сольфеджио: подготовительный уровень»
2 год обучения по программе «Сольфеджио: базовый уровень»
3 год обучения по программе «Сольфеджио: углубленный уровень» (набор в 2024 году не ведется)
Занятия курсов предусматривают:
- обучение терминологии для правильного понимания содержания специфической литературы;
- развитие слуховой чувствительности – важно умение распознавать ноты на слух и воспроизводить их на инструменте или с помощью вокала;
- становление чувства ритма;
- изучение закономерностей составления аккордов, транспонирование и маневрирование тональностями;
- рассмотрение стилей и направлений создания музыкальных произведений.
Программа «Сольфеджио: подготовительный уровень» — это основы обучения музыкальной грамоте.
Задача музыкальной грамоты — знакомство с основными элементами музыкального языка (средствами музыкального изложения).
Вид программы: дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
Тип программы по продолжительности реализации: краткосрочная
Целевая аудитория: лица православного вероисповедания без предъявления требований к уровню и профилю образования и желающие развить музыкальный слух и память и освоить навыки, необходимые для исполнительства и слушания
Целевое обучение: не предусмотрено
Требования к поступающим: наличие музыкальных способностей
Вступительные испытания: музыкальное прослушивание (распевка ритм)
Форма обучения: очная
Продолжительность обучения: 9 месяцев
Срок обучения: 01.10.2024-30.06.2025
Режим обучения: 2 учебных дня в неделю по 2 часа
Объем часов по плану: 120 часов
Контактная работа: 120 часов
Содержание курса (основные темы):
- Вводное занятие
- Интервалы. Консонансы, диссонансы
- Тональность Соль мажор: устойчивые ступени, опевания, вводные ступени.
- Интервалы и их величины: ступеневая и тоновая. Строение чистых интервалов
- Тональность Фа мажор и параллельная тональность ре минор. Ритмические рисунки в размере 2/4 и 3/4
- Навыки записи одноголосных диктантов в размере ¾, 4/4
- Гамма Ре мажор. Работа над развитием ладового слуха.
- Транспозиция из тональности Ре мажор в тональность Ми мажор
- Гамма минора. Тональность си минор. Ритмическая группа 4 шестнадцатые в размере 2/4, 3/4
- Ритмическая группа восьмая и две шестнадцатые в разной конфигурации
- Тональность Ля Мажор: устойчивые и неустойчивые ступени. Вводные ступени. Работа над воспитанием ладового слуха
- Интервалы: м6,б6 в тональности и от звука. Навыки написания диктанта
- Ладовое тяготение. Пение акапелла Ладухин одноголосие.
- Ритмическая группа: восьмая с точкой. Тональность соль минор. Определение устойчивых и главных ступеней, определение функций.
- Затакт. Доминантовый септаккорд Д7. Интервалы чистые: определение на слух, пропевание акапелльное
- Ритмический рисунок: триоль восьмыми длительностями. Тональность Си бемоль Мажор. Определение функций
- Тональность Ми бемоль Мажор. Гамма и ступени. Определение на слух интервалов группы консонансов
- Ритмический рисунок четверть с точкой восьмая в размере ¾. Размер 2/4 и ¾. Метропульсация
- Интервал «м 7». Интервал «б 7» с обращением. Интервал «септима» на ступенях мажора и минора. Характерные интервалы ум.4 и ув.5 в гармоническом миноре
- Обращение тонического трезвучия (в качестве ознакомления). Построение обращений трезвучий на фортепиано. Минорный лад. Функциональность и понятие тонике, субдоминанте, доминанте. Кадансирование
- Изучение тональностей мажора и минора. Транспозиция. Секвенция
- Аккорды. Обращение трезвучий. Функции: тоника, субдоминанта, доминанта. Уменьшенное трезвучие. Разрешение. Отклонения в родственные тональности с плавным ведением хроматизма.
- Сложные метры и размеры. Ритмические группы с залигованными нотами. Размер 6/8 (в качестве ознакомления). Группировка в размере 6/8 (в качестве ознакомления).
- Аккорды. Септаккорды и их обращения. Доминантсептаккорд, Д 7 с разрешением. Сочетание ритмов: восьмая с точкой и шестнадцатая – триоль (восьмые).
- Особые виды ритмического рисунка. Синкопа междутактовая. Ритмическая группа: четыре шестнадцатых, восьмая – две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая
- Анализ музыкальных произведений, исполняемых в классе по инструменту. Канон (в качестве ознакомления) на примере народных песен и Аллилуия. Запись одноголосия по слуху
- Повторение всего пройденного материала. Подготовка к итоговой аттестации
Итоговая аттестация: итоговый зачет
Документ об образовании: свидетельство об окончании дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы установленного образца
Для приема поступающие представляют следующие документы:
- прошение-карточка обучающегося — оформляется при подаче документов поступающим и/или представителем поступающего или предварительно в электронном формате по ссылке;
- договор об образовании — оформляется при подаче документов поступающим и/или представителем поступающего;
- договор пожертвования — оформляется при подаче документов поступающим и/или представителем поступающего;
- копия паспорта — заверяется по оригиналу печатью Центра;
- одна фотография размером 3*4 см.