Инструкция по созданию тестовых заданий

Используемые термины:

  • Тестовое задание – варьирующаяся по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестным. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание, подстановка неправильного ответа приводит к образованию ложного высказывания, что свидетельствует о незнании студентом данного учебного материала.
  • Тест – система заданий, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно определить уровень и оценить структуру подготовленности тестируемого.

Требования к тестовым заданиям:

  • При разработке тестовых заданий по темам дисциплины необходимо обеспечить соответствие тестовых заданий (далее — ТЗ) требованиям образовательных стандартов и рабочей программы дисциплины.
  • Содержание должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения.
  • Каждое тестовое задание по теме должно обеспечивать проверку усвоения конкретных элементов знаний, умений и навыков студента, то есть содержание ТЗ должно отражать знания, умения, навыки, которые необходимо проверить.
  • Содержание каждого ТЗ должно охватывать какую-либо одну смысловую единицу, то есть должно оценивать что-то одно.
  • Формулировка содержания ТЗ в виде свернутых кратких суждений. Рекомендуемое количество слов в задании не более 15.
  • Количество слов в задании должно быть минимальным, если при этом не искажается понятийная структура постановки задания. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области. Но разумно воспользоваться тезисом: лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.
  • Следует избегать ТЗ, которые требуют от студентов развернутых ответов.
  • В тексте не должно быть преднамеренных подсказок и сленга, а также оценочных суждений автора ТЗ.
  • Формулировка ТЗ должна быть (желательно) в повествовательной форме (не в форме вопроса).
  • По возможности, текст ТЗ не должен содержать сложноподчиненные конструкции, повелительного наклонения («выберите», «вычислите», «укажите» и т.д).
  • Специфический признак (ключевое слово) выносится в начало ТЗ.
  • Не рекомендуется начинать ТЗ с предлога, союза, частицы.
  • В задании не используются слова, вызывающие различное понимание у испытуемых, а также слова, являющиеся подсказкой (например, «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда»).
  • В заданиях, носящих составной характер, необходимо обеспечить такую последовательность, чтобы правильность выполнения одного задания не зависела от правильности выполнения другого задания данной группы.
  • В тексте задания исключается двойное отрицание.
  • Используемая в заданиях терминология не должна выходить за рамки учебной литературы, используемой в образовательной организации.
  • При формулировке дистракторов (неправильных, но правдоподобных ответов) не следует использовать выражения: «ни один из перечисленных», «все перечисленные» и т.д., так как они способствуют угадыванию правильного ответа.
  • Из дистракторов, как правило, исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания.
  • Если ответ выражен в виде числа, то, как правило, эти числа располагаются от меньшего к большему или наоборот.
  • Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.
  • Необходимо также обеспечивать наличие ТЗ различной тестовой формы и категорий трудности.
  • Среднее время ответа испытуемого на тестовое задание не должно превышать 2 минуты.

Формы тестовых заданий:

  • Тестовое задание может быть представлено в одной из четырех стандартизованных форм:
    • Закрытой (с выбором одного или нескольких ответов);
    • Открытой (не предполагает наличия вариантов ответа, нужно вставить недостающий элемент (слово, дату и т.д.));
    • На установление правильной последовательности;
    • На установление соответствия.
  • Выбор формы тестовых заданий зависит от того, какой вид знаний следует проверить: для оценки фактологических знаний — тестовые задания закрытой или открытой формы, ассоциативных знаний — заданий на установление соответствия, процессуальных знаний — заданий на определение правильной последовательности.
  • По уровню трудности тестовые задания распределяются следующим образом: легкие – задания закрытого типа с единичным выбором, средней сложности — открытая форма, тестовые задания закрытой формы с несколькими правильными ответами, сложные — на упорядочение и на соответствие.
  • Тестовое задание закрытой формы:
    • Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные неправильные), то такие задания называются заданиями с выбором одного правильного ответа или с единичным выбором. При использовании этой формы следует руководствоваться правилом: в каждом задании с выбором одного правильного ответа правильный ответ должен быть.
    • Задания с выбором нескольких правильных ответов или с множественным выбором. Подобная форма заданий не допускает наличия в общем перечне ответов следующих вариантов: «все ответы верны» или «нет правильного ответа». Вариантов выбора должно быть 4-7. Если вариантов ответа мало, то возрастает вероятность угадывания правильного ответа, если слишком много, то делает задание громоздким. Кроме того, варианты ответа в большом количестве часто бывают неоднородными, и тестируемый сразу исключает их, что также способствует угадыванию. Варианты ответа должны быть приблизительно соразмерны по значению.
  • Тестовое задание открытой формы:
    • В заданиях открытой формы готовые ответы с выбором не даются. Требуется сформулированное самим тестируемым заключение. Задания открытой формы имеют вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. В качестве ключевых элементов могут быть: число, буква, слово или словосочетание. При формулировке задания на месте ключевого элемента, необходимо поставить прочерк или многоточие. Утверждение превращается в истинное высказывание, если ответ правильный и в ложное высказывание, если ответ неправильный. Необходимо предусмотреть наличие всех возможных вариантов правильного ответа и отразить их в ключе, поскольку отклонения от эталона (правильного ответа) могут быть зафиксированы проверяющим как неверные. Особенно это важно при применении технологии компьютерного тестирования.
  • Тестовые задания на установление правильной последовательности и состоит из однородных элементов некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов.
  • Тестовые задания на установление соответствия
    • Задание состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними.
    • Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы) или 1:М (одному элементу первой группы соответствуют М элементов второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными. Количество элементов второй группы должно превышать количество элементов первой группы. Максимальное количество элементов второй группы должно быть не более 10, первой группы – не менее 2.
    • Номера и буквы используются как идентификаторы (метки) элементов. Арабские цифры являются идентификаторами первой группы, заглавные буквы русского алфавита — второй. Номера и буквы отделяются от содержания столбцов круглой скобкой.

Технология создания тестов предполагает несколько последовательных этапов:

  • Определение целей тестирования: текущий контроль (диагностика усвоения отдельных тем и разделов), рубежный контроль, итоговый контроль (по всей программе учебной дисциплины), контроль остаточных знаний (по одной дисциплине или по циклу дисциплин).
  • Анализ содержания учебной дисциплины, систематизация материала, составление структурно-логической схемы дисциплины.
  • Разработка тестовых заданий.
  • Составление инструкций для тестируемых и проверяющих.
  • Формирование окончательного варианта теста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *